Размер шрифта
A A A
Цвета сайта
Ц Ц Ц
Перейти на исходную версию

Информация для родителей

                                                                                                                                                       

             Дорогие женщины!

От всей души поздравляем вас с праздником Весны!

                

                                                                 

Уважаемые родители (законные представители)! 

Приглашаем вас на нашу страницу в социальной сети "ВКонтакте", где размещается  актуальная информация по работе ЦПМПК, включая информацию по записи на обследование, даются полезные ссылки, в том числе на нормативные документы, регламентирующие организацию и реализацию образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов, и другие материалы:  https://vk.com/id714319674

Также вы можете задать интересующий вас вопрос любому специалисту ЦПМПК и получить на него ответ в нашем сообществе "Центральная ПМПК Тверской области": https://vk.com/topic-212286112_48546704

Информация о записи на обследование в ЦПМПК:

В связи с большим количеством обращений на ЦПМПК в настоящее время временно приостановлена запись по телефону на обследование с целью получения рекомендаций по определению, подтверждению или изменению образовательного маршрута и созданию соответствующих специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

Исключение составляют:

дети-инвалиды по направлению ФГУ "Медико-социальная экспертиза" (в случае установления инвалидности или переосвидетельствования по инвалидности);

дети, прибывающие с территорий ДНР и ЛНР, в том числе дети лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства;

обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды, завершающие обучение по основным общеобразовательным программам основного общего образования или среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам основного общего или среднего общего образования, нуждающиеся в создании специальных условий при прохождении ГИА-9 или ГИА-11 по медицинским основаниям.

При этом продолжает функционировать электронная запись на нашем сайте.

   

   Справки по вопросам записи на комиссию и условий прохождения обследования предоставляются по тел.: 8(920) 32-28-81 или по электронной почте: tveropmpk@yandex.ru.

     

       Если Вы или Ваш ребенок чувствуете недомогание, если у вас температура и(или) симптомы респираторной инфекции, пожалуйста, позвоните нам и отмените приём.

           Берегите свое здоровье и здоровье окружающих вас людей!

   


Правила профилактики коронавирусной инфекции (ссылка)

Территориальные ПМПК

Список документов, предоставляемых для проведения обследования

Рекомендации родителям

Защита персональных данных несовершеннолетних

Опубликовано 11.07.2018

В рамках реализации Стратегии институционального развития и информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных до 2020 года, а также в целях популяризации правил защиты персональных данных несовершеннолетних лиц, Роскомнадзором подготовлены видео-материалы и презентации для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных.

http://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm.

Взаимодействие с МСЭ:

Об утверждении порядка взаимодействия с МСЭ

Выписка из ИПРА ребёнка-инвалида

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссиейи препятствующие получению образования без создания специальных условий

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. 

Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей). 

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся. 

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным. 

Когда необходимо заключение ЦПМПК: 

  • Специальные условия обучения и воспитания 
  • Переход с одного уровня образования на следующий 
  • Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет 
  • Специальные условия при проведении ГИА 


Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • Образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания; 
  • учебники, учебные пособия и дидактические материалы; 
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; 
  • предоставление услуг ассистента (помощника); 
  • проведение коррекционных занятий; 
  • обеспечение доступа в здания организаций. 


Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя! 

ФГОС ОВЗ


С 1 сентября 2016

 года на территории Российской Федерации вступили в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО (ИН).

При формулировке рекомендаций ПМПК ориентируется на приказы Минобрнауки РФ:

№1598 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО ОВЗ) от19 декабря 2014 г.

№1599 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (ФГОС О УО (ИН).

А также ряд других нормативных документов, ссылки на которые приведены в разделе "Документы" 

Определение образовательной программы. 

 

При выводе специалистов ПМПК о наличии особенностей в развитии ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, по-другому – адаптированной.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее  АООП НОО ОВЗ) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (ФЗ-273 ст. 79 п. 2.4.)

 

Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения.

На основе Стандарта возможно применение четырех вариантов программ обучения. Определение нужного варианта для детей учащихся происходит на основе рекомендаций ПМПК. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.

1.      Первый вариант образовательной программы свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему для с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательное потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы.

Первый вариант образовательной программы

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое с образованием здоровых сверстников

Программа обучения

Основная образовательная программа с обязательным включением в ее структуру программы коррекционной работы. При необходимости создается индивидуальный учебный план (ИУП)

Сроки освоения

программы

Те же, что и для обучающихся массовой школы

Организация

обучения

Полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования

Организация образовательной среды

и рабочего места

В случае необходимости, с учетом специфических ограничений здоровья обучающихся в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования

Прохождение аттестации

ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ)

Создание специальных

условий

Обязательная систематическая специальная помощь

Документы об образовании

Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья

 

2.      Второй вариант образовательной программы свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции.

Второй вариант образовательной программы

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием здоровых сверстников

Программа обучения

1.        Адаптированная образовательная программа (при инклюзивном обучении), которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП)

2.        Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях)

Сроки освоения

программы

Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся

Организация

обучения

Как совместно со здоровыми сверстниками, так и в отдельных классах и организациях

Организация образовательной среды

и рабочего места

В соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями, в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования

Прохождение аттестации

ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ)

Создание специальных

условий

Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций

Документы об образовании

Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья

 

3.      Третий вариант образовательной программы означает, что у ребенка при ведущем нарушении (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.

Третий вариант образовательной программы

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ получает образование не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья

Программа обучения

1.        Адаптированная образовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП)

2.        Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях)

Сроки освоения

программы

Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся

Организация

обучения

Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях

Организация образовательной среды

и рабочего места

В соответствии со специфическими потребностями данной категории детей, особенностями ограничений здоровья, в том числе с использованием информационных технологий

Прохождение аттестации

В иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ

Создание специальных

условий

Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций

Документы об образовании

Свидетельство об обучении

 

4.      Четвертый вариант образовательной программы означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной и более тяжелой форме. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из актуальных возможностей.

Четвертый вариант образовательной программы (D)

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ со сложными и множественными нарушениями развития

Программа обучения

Адаптированная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана (ИУП). При значительном ограничении содержания «академического» компонента и максимальном углублении в область развития жизненной компетенции

Сроки освоения

программы

Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся

Организация

обучения

Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях. Возможно обучение на дому и семейное образование.

Организация образовательной среды

и рабочего места

Специальной организацией среды обучающихся является обязательной. Образовательное пространство и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

Прохождение аттестации

Аттестация не предусмотрена

Создание специальных

условий

Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций

Документы об образовании

Свидетельство об обучении

 

Конкретизация образовательной программы

Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами).

Если у ребенка нет нарушений, а его ограниченные возможности здоровья обусловлены умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), он получает образование в соответствии с ФГОС УО (ИН). Рекомендованная программа шифруется как «Пр.1599, вар.1» - обучающиеся с легкой умственной отсталостью, «Пр.1599, вар.2» - СИПР (умеренная умственная отсталость и более тяжелые степени).

Во всех остальных случаях рекомендованная АООП шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП.

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО

 

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Глухие

1.1

1.2

1.3

1.4

Слабослышащие

2.1

2.2

2.3

-

Слепые

3.1

3.2

3.3

3.4

Слабовидящие

4.1

4.2

4.3

-

Тяжелые нарушения речи (ТНР)

5.1

5.2

-

 

-

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

6.1

6.2

6.3

6.4

Задержка психического развития (ЗПР)

7.1

7.2

-

-

Расстройства аутистического спектра (РАС)

8.1

8.2

8.3

8.4

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) УО (ИН)

Пр. №1599, вар.1

Пр. №1599, вар.2

Варианты АООП НОО глухих обучающихся

Варианты АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Варианты АООП НОО слепых обучающихся

Варианты АООП НОО слабовидящих обучающихся

Варианты АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Варианты АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Варианты АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития

Варианты АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра

ФГОС О УО (ИН)

Общая характеристика АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.

Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.

В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:

I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;

II этап ― 5-9 классы;

III этап ― 10-12 классы.

 

 

Характеристика вариантов АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Пр. №1599, вар. 1: предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

 

Пр. №1599, вар. 2: предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.

 

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ



Кто имеет право на особые условия прохождения ГИА? 
Особые условия прохождения ГИА предполагаются для обучающихся, которым присвоен статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». 

Кто относится к категории «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ)? 
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (пункт 16 статьи 2 ФЗ-273 от 29.12.2012) 

Кто присваивает статус «ОВЗ»? 
Только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) вправе присвоить статус ОВЗ и рекомендовать специальные условия прохождения ГИА. 

Сроки прохождения комиссии:

  • Для учащихся 9 классов не позднее 1 марта 
  • Для учащихся 11 классов не позднее 1 февраля

Заключение комиссии выдается в день прохождения, содержит информацию о присвоении статуса «Обучающийся с ОВЗ» и рекомендации по созданию специальных условий прохождения ГИА.

К специальным условиям прохождения ГИА, относятся:

  • Предоставление услуг ассистента (оказание технической помощи, помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);

  • Организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

  • Организация экзамена на дому при условии соблюдения требований Порядка проведения ГИА;

  • Возможность сдавать ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме;

 

  • Для слабослышащих: аудитория оборудуется звукоусиливающей аппаратурой;

  • Для глухих и слабослышащих: привлечение ассистента-сурдопереводчика (при необходимости);

  • Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: возможность проведения ГВЭ по всем учебным предметам в письменной форме;

  • Для слепых: экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;

  • Для слабовидящих: экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере; наличие увеличительных устройств; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

  • Нарушения опорно-двигательного аппарата: выполнение письменных заданий на компьютере со специализированным программным обеспечением.

  • Дополнительные специальные условия с учетом индивидуальных особенностей обучающегося

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в государственной итоговой аттестации в ГЭК представляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением МСЭ.

1) Вебинар на тему: Как организовать совместную игровую деятельность родителей с детьми от 1 года до 13 лет в пределах своей квартиры для родителей детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возраста

2) Вебинар на тему: Игры и игрушки для детей раннего возраста (какие игрушки нужны детям раннего возраста, какие из них можно применять для стимулирования речевого, ментального и физического развития; как использовать картинки и книжки)

3) Вебинар на тему: 8 правил безопасного общения с подростками: как родителям реагировать на «трудное» поведение ребенка (Раскрыты основные сложности, которые испытывают родители подростков. Родителям даны рекомендации о том, как сделать подростковый возраст безопасным для родителей и самих подростков, как правильно реагировать на поведение взрослеющего ребенка)

4) Вебинар на тему: Эффективная организация учебной деятельности при подготовке к экзаменам в домашних условиях

                                  Важная информация!

Зачем идти к психиатру?

Психиатрический учет

Прохождение ПМПК для МСЭ

Памятка родителям

Совет выпускнику